Как справиться со стрессом на работе

Стресс на работе – болезненное психоэмоциональное состояние, которое возникает в процессе трудовой деятельности и на сегодняшний день является важной проблемой с социальной и медицинской точки зрения. Причины его возникновения различны и возникают как из-за плохих условий труда, продолжительной рабочей недели, так и из-за напряженных отношений с коллегами и партнерами по бизнесу.

Постоянные стрессы на работе негативно влияют на состояние здоровья человека и проявляются в снижении концентрации внимания, нарушениях памяти, эмоциональных и психических расстройствах, а также в неадекватном поведении, сердечной недостаточности, гипертензии и нарушении кровообращения.1

Результат стрессовой работы – неудовлетворительное исполнение возложенных на работника обязанностей, его подорванное здоровье и затяжные периоды вынужденной нетрудоспособности.

По данным «Российской газеты»2, более 40 % россиян испытывают стресс на работе. И в этом наши соотечественники не оригинальны – в Западной Европе от стресса на рабочем месте страдают более трети трудящихся – 36 %.

С чем связано нервное напряжение на работе: причины возникновения стресса

Профессиональный стресс может возникать по следующим причинам:3

  • боязнь начальства – при высоком авторитете руководителя и его отказе поддерживать подчиненных;
  • перегрузка – не редкость, когда в целях экономии двое сотрудников выполняют работу, рассчитанную на четырех;
  • значительный поток информации – например, смена места работы в большинстве случаев становится причиной нервного напряжения на работе, человеку приходится быстро усвоить множество новых правил и учесть массу нюансов;
  • отсутствие поощрений и четкого распределения обязанностей;
  • рутина – выполнение изо дня в день скучных и однообразных операций может привести к апатии и хандре;
  • низкий уровень увлеченности – нарастает недовольство жизнью;
  • напряженные отношения в коллективе – проявляются раздражительностью, плохим настроением, снижением продуктивности труда, ошибками.

Большое значение имеет вид трудовой деятельности и занимаемая должность. Руководить – это не менее стрессовая работа, ведь отвечать приходится за себя, за своих подчиненных и за результаты деятельности.

Основные симптомы стресса

Состояние стресса проявляется в физиологических, эмоциональных и интеллектуальных изменениях. К психологическим симптомам относятся:4

  • раздражительность;
  • рассеянность и неорганизованность;
  • состояние беспокойства и тревоги, иногда с приступами паники;
  • грусть, приводящая впоследствии к депрессивным состояниям;
  • ухудшение памяти;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • снижение интереса к работе и к жизни;
  • низкая трудоспособность;
  • сложности в принятии решений.

Постоянное нервное перенапряжение – это хронический стресс, который приводит и к физиологическим изменениям:

  • сердечно-сосудистой системы – это перепады давления, нарушения ритма сердца, сосудистые патологии, головные боли;
  • системы пищеварения – проблемы с аппетитом, потеря в весе или стремительный его набор, также проявляться может изжогой, тошнотой, диареей или запорами;
  • дыхательной системы – одышка, удушье, хронические тонзиллиты и синуситы;
  • опорно-двигательного аппарата – спазмы и судороги, боли в суставах и позвоночнике;
  • состояния кожных покровов – различные виды дерматитов, повышенное потоотделение.

Как не нервничать на работе: проблемы и пути их решения

Чтобы снизить стрессовую нагрузку на организм в процессе трудовой деятельности, необходимо придерживаться нескольких советов:

  • Научиться планировать свою деятельность. Это поможет расставить приоритеты и решить, какие дела необходимо сделать срочно, а какие могут подождать, при этом ничего не упустить из виду. Работа по четко составленному плану не даст вам возможности отвлекаться на посторонние дела и пойдет вашим нервам на пользу.
  • Работать следует только в рабочее время. Вернувшись после трудового дня домой, посвящайте себя семье и отдыху, не думайте о нерешенных рабочих проблемах.
  • Научитесь говорить «нет». Если начальство вам дает новые поручения, которые не входят в круг ваших обязанностей, и вы чувствуете, что не справитесь с ними – отказывайтесь.
  • Если вам категорически не нравится ваша работа – меняйте ее. От удовлетворенности профессией зависят продуктивность труда и исключение хандры.
  • Деньги – не самое важное в жизни. Не стоит забывать, что в жизни помимо заработка должны быть и другие ценности.5

Стресс на рабочем месте может быть связан не только с трудовой деятельностью, но и выступать отражением негативных переживаний, возникших в других сферах жизни.

Чтобы не нервничать на работе, стоит попробовать:

  • психологические техники расслабления и занятия йогой – это профилактика возможного и уже проявившегося нестабильного психоэмоционального состояния;
  • физические нагрузки – зарядка, аэробика, занятия на тренажерах исключат физиологические изменения, которыми сопровождается стресс.

Помните, что далеко не всегда человек в состоянии хронического стресса может справиться с проблемой своими силами. Главное – своевременно диагностировать нервное перенапряжение по внешним проявлениям и нормализовать свое состояние или состояние близкого человека, иначе могут развиться соматические заболевания. Если вышеперечисленные советы не помогают решить проблему – не занимайтесь самолечением, обращайтесь за помощью к специалистам.

Постоянные стрессы на работе негативно влияют на состояние здоровья человека и проявляются в снижении концентрации внимания, нарушениях памяти, эмоциональных и психических расстройствах, а также в неадекватном поведением, сердечной недостаточности, гипертензии и нарушении кровообращения.

1. По материалам книги Купера К., Дэйв Ф. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. – Харьков: Гуманитарный центр, 2000. – 336 с.

2. https://rg.ru/2016/04/19/issledovanie-40-procentov-rossiian-ispytyvaiut-stress-na-rabochem-meste.html

3. По материалам книги Купера К., Дэйв Ф. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. – Харьков: Гуманитарный центр, 2000. – 336 с.

4. По материалам книги – Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. М.: Проспект, 2013. – 88 с.

5. По материалам книги Льюиса Д. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. – М.: Альпина- Паблишер, 2012. — 238 с.

На верх страницы